Что происходит, когда мы "забываем себя"?
У читателя может возникнуть вопрос, а зачем вообще это нужно – забыть себя? Отрешиться от себя – это может быть приемлемо для буддистского монаха, но мы-то живем в современном мире, не лучше ли нам быть чуть более эгоистичными? Не таким ли образом мы добиваемся успеха?Конечно, если "забыть себя" кажется вам излишне радикальной мерой, можно взглянуть на процесс иначе. Например, "обратите внимание, что ощущение себя счастливым зависит от степени текущей привязанности к тем или иным вещам". Или "не поддавайтесь своему Эго". Все это звучит уже не так экстремально, но отражает все тот же подход.
Когда вы забываете свое "Я", вы не перестаете существовать. Вы углубляетесь в себя, ничего не теряя, а наоборот, приобретая.
Понимая это, можно перефразировать приведенную выше цитату: "Познать себя означает выйти за пределы своего "Я". А чтобы выйти за пределы своего "Я", необходимо найти мир с самим собой".
Умение отстраненно относиться к категории "Я" может принести пользу по самым разным направлениям, например:
- у вас будет меньше неприятных, вызывающих моральные страдания переживаний;
- появится понимание, почему вы ведете себя так или иначе в определенных ситуациях;
- вас будет меньше беспокоить мнение окружающих;
- во взаимоотношениях с другими людьми вы сможете перейти на другой, более глубокий уровень;
- поскольку привязанность к определенным, присутствующим в вашей жизни вещам уменьшится, снизится и обеспокоенность по поводу возможности их потерять.
Первым шагом на этом пути является познание самого себя, поэтому перейдем к вопросу, как же это сделать?
Определите свои привязанности
Значительную часть нашего "Я" формируют привязанности. Чтобы понять, к чему привязаны вы, возьмите ручку, бумагу и завершите следующие фразы:
"Самое важное в моей жизни – это…"
"Человек, которого я больше всего люблю, – это…"
"Самое ценное имущество, которое у меня есть, – это…"
"Больше всего денег я трачу на…"
"Мое самое любимое хобби – это…"
Нет ничего зазорного в том, чтобы владеть дорогой собственностью или быть в очень близких отношениях с кем бы то ни было. Но именно наша привязанность к вещам или людям может причинять боль. Если мы выстраиваем свою идентичность на том, чем больше всего дорожим, наше самоощущение серьезно пострадает в случае подобных утрат.
Но чтобы иметь возможность со стороны наблюдать за природой своих привязанностей, созерцательная часть нашего "Я" должна находиться вне зоны привязанности, иначе просто ничего не получится. Тем самым, по факту, по крайней мере какая-то часть нас оказывается "вне зоны привязанностей".
Предположим, вы написали: "Самое ценное имущество, которое у меня есть, – это мой дом". Тем самым вы отмечаете свою привязанность к своему жилищу, поскольку испытываете чувство гордости, что являетесь домовладельцем. Если достаточно регулярно созерцать данную привязанность отстраненно, часть вашего "Я" будет дистанцироваться от нее. Со временем эта привязанность преобразится или вообще исчезнет. Другими словами, созерцание привязанности может помочь освободиться от нее.